Нужна ли помощь логопеда
Первый раз в первый класс. Первые уроки, домашние задания, отметки, похвалы — такого развития событий ждет от школы любящий родитель, для которого его ребенок всегда — самый—самый. А если «самый» — но со знаком «минус»? Если его учение для всей семьи — сплошное мучение, а дневник «оброс» «двойками»? Не спешите читать нотации, не хватайтесь за ремень с грозным криком «бездарь!» Очень может быть, что успеваемость ребенка — это уже не ваша головная боль, а забота специалистов — логопедов и психотерапевтов.
Еще наши бабушки и дедушки жаловались на неумение детей правильно писать, но они даже представить себе не могли, что всеобщая безграмотность достигнет таких масштабов, и нынешние родители без труда будут оперировать такими терминами, как дислексия, дисграфия и дискалькулия. Расстройство чтения, письма и счета — беда не десятков, не сотен, а тысяч и тысяч детей. Российские ученые вообще считают, что писать правильно в начальной школе априори не способен каждый третий ученик, читать — каждый десятый. Хуже того, как показа™ исследования в Санкт-Петербурге, более половины дошкольников просто обречены на неуспеваемость по русскому языку. В сущности, любой из нас может вспомнить такого одноклассника — вроде бы все при нем, а в классный журнал без слез не взглянешь. «И дело здесь не в IQ и не в лени, — считает заведующая отделением психотерапии Минского городского психоневрологического диспансера Ольга Гладкевич. — Просто вдруг «выпадает» какое—то звено, какая—то психическая функция мозга, и без помощи врачей ребенок уже учиться так, как его сверстники. Увы, к специалистам попадают далеко не все, а только те, у кого педагог оказался мудрым или родители проявили настойчивость».
Как утверждает логопед Людмила Царюк, особенности многих таких детей — по—научному алаликов — часто заметны уже с младых ногтей. Малыши играют, интересуются миром, но не понимают, что им говорят, или не могут выразить мысль сами, не узнают знакомые слова и не соотносят их с предметами. В школе сбои в «причинно—следственном механизме» аукаются и в чтении (ребенок читает, но не понимает), и в правописании (он делает массу глупых ошибок, путает близкие по виду буквы, предложение пишет одним длинным словом и т.п.). В общем, когда говорят «нет чувства языка», — это про алаликов.
Как появляются «троечники поневоле»? Медики выявили множество факторов риска: это и осложненные беременность мамы и роды, и заболевания, особенно инфекционные, в первые годы жизни ребенка. Часто бывает так: шестилетний малыш бежал, упал, ударился головой — и после этого его как «замкнуло». Весьма опасны и любые воспалительные заболевания в области головы — ангины, стоматиты, отиты, аденоиды, кариес. Родители нередко отмахиваются от этих «детских» болезней, между тем любой невропатолог скажет вам, что те же аденоиды наносят мозгу огромный вред: ребенок неправильно дышит, а значит, ослаблен, а значит, у него будет плохо развиваться речь, зато пышным цветом расцветет букет других недомоганий. Как правило, расплатой за такой недосмотр становятся два первых класса школы, когда букварь превращается для маленького ученика в китайскую грамоту. Но даже тогда специалисты советуют принять это как данность и не превращать свою жизнь и жизнь малыша в кошмар. Давить на «троечника поневоле» — все равно что ругать безногого за то, что он не бегает. Во—первых, дисграфию, дислексию и алалию можно и нужно лечить, в том числе и с помощью специальных лекарств, подкармливающих кору головного мозга. А во—вторых, сам мозг устроен так удивительно, что вдвое компенсирует нарушенные функции за счет других, вот почему «троечники поневоле» все равно рано или поздно адаптируются к жизни, более того — часто обнаруживают в себе какие-то уникальные способности.